Телевидение для своих?

Pervyy

Один за другим «Первый канал» покидают популярные ведущие

Громкие скандалы сотрясают в последние дни главную в России телевизионную компанию – «Первый канал». Не успел его покинуть вместе со всей командой «Пусть говорят» популярный Андрей Малахов, как с него ушел (или его ушли) другой звездный ведущий Александр Олешко, известный телезрителям по передачам «Минута славы», «Точь-в-точь» и другим. А во вторник объявлено, что «Первый» расторг договор с компанией, которая занималась производством популярной программы «Пока все дома», которую вел Тимур Кизяков.

Что это значит? Канал, который в последнее время все чаще подвергается резкой критике и уже уступил по рейтингам свое традиционное первое место «России-1» (ВГТРК), решил начать обновление? С тонущего корабля уже бегут? Или уходят те, кто оказался замешан в неблаговидных делах и решил «сделать ноги»? Ответы на эти вопросы дают пока разные. Как сообщают СМИ, расторжение контракта с ООО «Дом» – производителя «Пока все дома», произошло по результатам внутренней проверки, организованной телеканалом после того, как в СМИ появились сообщения о том, что ведущие «Пока все дома» Тимур и Елена Кизяковы сразу из нескольких источников брали деньги на производство так называемых видеопаспортов детей-сирот, которые демонстрировались в рубрике «У вас будет ребенок». Или, попросту говоря, наживались, используя «служебное положение».

Однако сам Тимур Кизяков сообщил ТАСС, что ушел с «Первого канала» по собственному желанию еще в мае. «Основная причина в том, что для нас стали неприемлемы методы руководства «Первого канала»», – сказал он.

Об уходе Малахова тоже говорят разное. Сам он сообщил, что будто бы ушел «в декретный отпуск» в связи с предстоящим рождением ребенка. Что, конечно, для обеспеченного мужчины несколько странно. А потому СМИ утверждают, будто причиной ухода стал конфликт между Малаховым и новым продюсером программы «Пусть говорят» Натальей Никоновой. Она предложила чаще освещать политические темы во время ток-шоу, что и вызвало недовольство телеведущего.

Передача «Пусть говорят», полная неприличных склок и грязных скандалов, уже давно стала объектом резкой критики общественности. Однако многие при этом почему-то считали, что сам популярный Малахов – милый и внешне обаятельный – ко всей этой грязи в эфире не причастен. 

Однако есть и те, кто считает иначе. «Именно этот, а не какой другой, милый и обаятельный ведущий, — пишет на сайте «Русская народная линия» Сергей Малютин, заслуженный работник культуры РФ, член Союза писателей России, — является, если называть вещи своими именами, соучастником грандиозной грязи на телевидении и вместе со своей командой способствует высвобождению самых низменных чувств и эмоций в людях – как в студии, так и у экранов телевизоров. Мне всегда было удивительно, что с ним соглашаются сотрудничать и участвовать в его самых одиозных передачах вполне вменяемые люди. Разумеется, не все подряд программы таковы (и здесь нужно вспомнить несколько по-настоящему хороших передач «Сегодня вечером»), но что это принципиально меняет в оценке малаховщины на российском ТВ?».

Малахов – только ведущий, программы делает не он. Так пытаются некоторые найти ему оправдание. Да, но не из-под палки же он постоянно копается в грязном белье и профессионально участвует в скандальных студийных разборках?!

«Нынешняя российская реальность, – делает вывод С. Малютин, – вовсе не такая, какая предстает в базарно-склочных студийных разборках у Андрея Малахова. Она другая, не такая простая и однозначная, но отнюдь не цинично-пошлая и уж не деструктивная и маргинальная, какой нам её усиленно хотят представить. Но надо отдать должное той команде, с которой работает Малахов: она умудряется находить на просторах огромной России такую грязь и таких нравственных уродов, лишённых такта, сострадания и добра, что поневоле перестанешь любить свой народ и свою страну. И, видимо, такая задача подспудно и стоит перед теми, кто находится у руля наших федеральных каналов».

Это понимают уже и некоторые телевизионные «звезды». Так популярный ведущий Дмитрий Дибров по поводу ухода Малахова сказал: «Нам больше не нужны любовницы Берлускони и дуры из Instagram. Давайте поговорим вечером на Первом о том, что наши студенты не знают, кто такой Тургенев. Я думаю, Андрей с радостью бы скинул с себя это инстаграмное ярмо и занялся бы (на этом или другом канале) глубокой созидательной журналистикой, которая покажет нам нашу страну не собранием морально-нравственных уродцев».

Впрочем, такие скандалы вспыхивают на телевидении постоянно и, как обычно, из-за денег. То его покинул со скандалом Максим Галкин, который ушел на «Россию 1» за более «длинным рублем». (В 2015-м году артист все же вернулся на Первый, где снова стал успешно заколачивать немалую деньгу). То в 2008 году Анастасия Заворотнюк уведомила канал «Россия 1», что намерена досрочно разорвать контракт (на тот момент она вела «Танцы со звездами»), поскольку получила предложение в аналогичном шоу («Ледниковый период») на Первом канале. «Россия 1» подала иск в суд, требуя взыскать с перебежчицы 17 млн руб.

Верх цинизма продемонстрировал один из главнейших музыкальных продюсеров страны Максим Фадеев, когда в 2015 году, будучи наставником шоу «Первого канала» «Голос. Дети», стал еще и членом жюри проекта «Главная сцена» на «России 1». Дошло до того, что два выпуска шли в прямом эфире одновременно, и Фадеев то и дело перебегал из зала в зал, благо снимали в соседних павильонах. А режиссеры обеих программ из кожи вон лезли во время трансляции, ухитряясь скрыть от зрителя пустующее кресло.

Но не всегда за скандалами кроются деньги. Нередко их провоцирует циничное, а порой откровенно хамское по отношению к зрителям поведение постоянных ведущих или участников жюри музыкальных и иных передач из числа завсегдатаев канала и его постоянных сотрудников. 

Так, настоящий шквал возмущения зрителей вызвал один из выпусков программы «Минута славы» на «Первом канале». Причиной стало некорректное поведение двух членов жюри – Владимира Познера и Ренаты Литвиновой. После очередного номера они довели до слез 8-летню тагильчанку, которая исполнила песню, аккомпанируя себе на рояле. Оба члена жюри осудили девочку за непонимание материала взрослой композиции. Но настоящее возмущение зрителей вызвали комментарии судей после выступления дуэта, где танцевал инвалид. Литвинова цинично назвала молодого человека «ампутантом» и посоветовала «пристегнуть вторую ногу», а Познер намекнул на запрещенный прием, отметив, что участнику с инвалидностью невозможно сказать «нет».

Скандалы вокруг Владимира Познера вспыхивают постоянно. Последний разразился после его недавнего откровенно провального интервью с певцом Сергеем Шнуровым. Познер, вялый и скучный, по привычке разыгрывая из себя барина, не сумел найти верный тон с популярным артистом, а потом постарался свалить собственную очевидную профессиональную неудачу на своего визави. Высокомерно заявив, что, мол, Шнур «оказался неинтересным собеседником» и сам-де «провалил ему эфир».

Но таким же провальным оказалось, например, участие Познера в снятом на «Первом» документальном фильме о поездке в Израиль, где он выступил в роли путешественника-комментатора. Но комментарии оказались настолько сомнительными, что вызвали резкую критику и протесты даже в Израиле.

Не менее шумный скандал вызвало поведение другого постоянного лица «Первого канала» – Ивана Урганта. В эфире кулинарной программы «Смак» он однажды цинично «пошутил» в адрес жителей украинской деревни. Во время приготовления блюда Ургант сказал: «Я порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни».

Другой скандал на Первом связан с обманом зрителей организаторами политического шоу «Время покажет». В июне ведущие программы Екатерина Стриженова и Анатолий Кузичев в прямом эфире сообщили о том, что зрители через Twitter могут общаться с людьми, присутствующими в студии. Однако газета «Ведомости» обнаружила, что большая часть сообщений, которые были присланы в адрес аккаунта шоу @Vremya_Pokazhet, отправили пользователи сети, крайне напоминающие ботов. Всего было проверено 40 аккаунтов, чьи сообщения были показаны в передаче, вышедшей в эфир 30 июня. Выяснилось, что авторы большинства озвученных твиттов имеют минимальное количество подписок и сообщений в социальной сети, а сами они были зарегистрированы лишь в июне. При этом часть таких пользователей проживает на территории Украины, в Германии и ОАЭ. Подражая реальным людям, боты комментировали тему выпуска, а также обстановку в студии.

Год за годом бурные протесты возмущенных зрителей вызывают новогодние шоу на Первом. Дело доходило даже до петиций протеста, собиравших в сети сотни тысяч подписей.

Возмущение вызывают засилье на новогодних концертах и «Огоньках» одних и тех же шоуменов и давно всем набивших оскомину надоевших поп-звезд: Галкина, Пугачевой, Киркорова, Баскова, Лолиты, Сюткина и т.д. Особое чувство неловкости возникает, когда в зале, слушая выступления «звезд», сидят разодетые в пух и прах те же самые «звезды» и, натужно изображая восторг, бурно аплодируют своим же коллегам. Складывается впечатление, что элитарная тусовка развлекает саму себя, вообще напрочь забыв о том, кому должно служить телевидение.

«С каждым годом на нашем телевидении все меньше новых имен, меньше новых фильмов и новых проектов. Даже если и запускается новая передача, она всегда – о старом. Либо со старыми участниками. Примитивизация телевидения привела к сегодняшнему горькому результату – у людей отняли Новый год», – такую оценку давали в сети зрители последним новогодним передачам «Первого канала».

Ничего кроме раздражения и протеста у простого российского зрителя, которого упорно пичкают такими надоевшими представлениями «своих перед своими», уже давно не вызывают. Однако из года в год в Новый год на экранах появляются все те же физиономии. То же самое происходит и во время других развлекательных передач, особенно связанных с разыгрыванием денежных призов. Там тоже – свои и для своих. Играют люди, которые сами же работают на этих телеканалах или сотрудничают с ними. Так, разгорелся скандал, когда в «Кто хочет стать миллионером» раз за разом именно ведущие «Первого канала» выигрывали большие деньги.

А в программе «Идеальный ремонт» недавно ремонтировали дом родителей ведущей Ирады Зейналовой и ее сестры Светланы, которая давно работает на Первом. И прямо в передаче про ремонт показывали, как сестры Зейналовы уже участвовали в «Кто хочет стать миллионером» и «Угадай мелодию». А ведь раньше в таких передачах участвовали простые люди. Сейчас же там снимаются почти только свои, те, кто работает на телевидении, и «звезды». Простой человек, труженик, тот, кто строит и созидает, вообще исчез с экранов «Первого канала». Иногда его можно увидеть разве что в программах новостей.

Ну, а настоящим позором стала отмена прямой трансляции матча хоккейного «Кубка Первого канала» между командами России и Чехии в минувшем декабре. «Мы вынуждены отменить сегодняшнюю прямую трансляцию Кубка Первого канала по хоккею. К сожалению, существующий измеритель показывает утрату интереса аудитории к спортивным трансляциям, — говорилось в сообщении на официальной странице «Первого канала» в соцсети «ВКонтакте». Вместо этого в эфир поставили очередную порцию пошлости – передачу «Давай поженимся!».

 Однако на всю обоснованную критику в свой адрес долголетний руководитель «Первого канала» Константин Эрнст неизменно отвечает – рейтинги есть, значит, смысла менять что-либо нет.

 Имея в виду, в частности, и новогодние программы – мол, их и так никто не смотрит полностью, какая разница, что показывать? Ведь и так «Пипл хавает».

Только вот плата за самодовольство оказывалась весомой – в начале января 2016 года СМИ сообщили, что главный соперник Первого — телеканал «Россия 1» (ВГТРК) впервые стал самым популярным в стране. Об этом свидетельствовали данные Mediascope. Оказалось, что «пипл», или в переводе с языка либеральной тусовки – российский зритель, как оказалось, уже не хочет «хавать» то, что ему усиленно подсовывают на Первом.

«Сейчас на нашем государственном телевидении нет главного – обучения и просвещения наших граждан, – заявил в беседе с «Накануне.RU» политический консультант и телеведущий Анатолий Вассерман. – И в результате ни рекламодатели, ни рекламополучатели не понимают природы происходящих с нами процессов – они склонны реагировать на сиюминутные обстоятельства вместо каких-либо дальновидных планов. Но размещать рекламу в образовательных и просветительских программах невозможно. Какой выход? В СССР был государственный образовательный телеканал, именно его частоту, кстати, передали каналу НТВ при Ельцине в качестве уплаты за то, что НТВ очень изобретательно портил Ельцину репутацию, а потом предложил свои услуги по ее ремонту. Возможно, существовавшую в Союзе практику нужно восстановить и создать новый государственный канал».

Но такой канал в виде «Общественного телевидения» уже создали, и результаты оказались плачевными. А потому, быть может, стоит начать с того, что перенять полезный в этом деле иностранный опыт. Там руководители государственных телеканалов являются не постоянными работниками, а людьми, работающими по контракту строго ограниченный срок – три-четыре года. Идет постоянная ротация и тех, кто руководит телеканалами, и тех, кто на них выступает. В противном же случае – творческий застой неизбежен, складывается «телевизионная мафия», которая «чужаков» не пускает. А как иначе назвать то, что сложилось сейчас на нашем государственном телевидении, где одни и те же люди, захватившие его в развальные 90-е, сидят десятилетиями? Сами себя самим себе и показывают. А если еще точнее – сложившаяся на канале и вокруг него либеральная тусовка занята самообслуживанием и пиаром самой себя. Не пора ли вспомнить о зрителе?

Андрей Соколов

 Столетие

 
Статья прочитана 55 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твиты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Ассоциация русскоязычных журналистов Израиля
E-mail: info@iarj.org.il