Бастует «Радио Франс»

Забастовка на Радио-Франс побила все рекорды. Началась 19 марта, и конца ей не видно. Потери – €1 млн. в неделю. 13,5 млн. слушателей ежедневно ищут в эфире альтернативу. Нет доступа ни к одной из шести общественных радиостанций, транслируемых из парижского Maison de la Radio. Круглосуточно – музыка, иногда прерываемая усечённой сводкой новостей в записи. А как живут другие общественные вещатели?

Министр культуры Франции Флёр Пелеррин назначила, наконец, посредника, чтобы вернуть стороны трудового конфликта к переговорам. Но до этого далеко. У Радио-Франс пустая казна (дефицит – до €21 млн.). Исполнительного директора Матье Галле (в прошлом — советника правого правительства Саркози) назначили уже социалисты. Стратегия проста: урезание бюджета и сокращение программ. Профсоюзы это отвергают. Реформы по Галле – это уволить 300 сотрудников, два оркестра объединить в один, объединить ряд редакций на France InterFrance Info и France Culture и заставить сеть местных станций на France Bleu поделиться заказами. В течение десятилетийРадио-Франс находится на гособеспечении, радикальные сокращения убьют формат и профессионализм госкорпорации.

Для контраста: новое правительство Cириса в Греции представило парламенту законопроект о возвращении  общественного вещателя ERT, закрытого в июне 2013 года, а также о найме более 1500 бывших сотрудников. Предлагается открыть все каналы ТВ (NETERT3ERT1) и радиокомпаний, а также журнал ERT Radiotileorasi. Прежде Афинский суд постановил, что два года назад около 3000 сотрудников были уволены незаконно и что 198 опротестовавших отставку, должны быть наняты немедленно.

Аргументы прежней греческой власти неотличимы от тех, что используются нынешним шефом Радио-Франс. В июне 2013 года пресс-секретарь греческого правительства Симос Кедикоглу говорил о списании расходов «в отходы», мол, чем меньше зрителей, тем дороже стоит эта «священная корова» в госсекторе.  Сопротивление сотрудников ERT подавили силой (их «эвакуировала» полиция). Новое правительство ищет выход в борьбе с жёсткой экономией, навязанной Европой для спасения государственных банковских долгов. Восстановление разнообразного общественного вещания в Греции послужит восстановлению взаимного доверия в обществе.

Но! Судьба общественных вещателей привязана к финансовому выбору правительств, а не к их приверженности декларациям о доверии, высоким моральным качествам и стандартам. Возьмём BBC. Крупнейший общественный вещатель в минувшие 5 лет столкнулся с сокращением бюджета на 20%. Власти решили заморозить лицензионный сбор. Сотрудники BBC пережили несколько волн сокращений и ужесточение условий труда. Профсоюзы утверждают, что с 2004 г. BBC потеряла более 7000 рабочих мест, что сказалось на редакционной независимости. Это был удар и по новостям, и по программам. Прошли сокращения на местных радиостанциях и в сфере журналистских расследований. Кажется, что на BBC всё меньше митрополии и всё больше региональных новостей. Но в Северной Ирландии, Шотландии, Уэльсе, в английских регионах, тоже сокращаются рабочие места и услуги. И вообще, с плательщиками даже не обсуждался вопрос о лицензионных сборах. Соглашение заключалось в октябре 2010 года за закрытыми дверями, что вызвало раздражение даже в правительстве. Джон Уиттингдейл (консервативный депутат, председатель специального комитета культуры, СМИ и спорта) говорит: «Это были частные переговоры между BBC и правительством, и нет уверенности в независимости, прозрачности или подотчетности процесса».

В т.н. «48−часовой сделке», решившей судьбу BBC, участвовали тогдашние гендиректор корпорации Марк Томпсон и председатель Trust BBC Майкл Лайонс, министр Джереми Хант. Они согласились заморозить абонентскую плату до 2017 года. А за дополнительную дотацию в £340 млн. корпорация обязалась финансировать в т.ч. и Всемирную службу! Профсоюзы же утверждают, что Руперт Мердок использовал доступ к высшим чиновникам, чтобы защитить свои коммерческие интересы за счет ВВС. По запросу лорда-судьи Левесона были рассмотрены отношения между политиками и прессой. Да, Мердоки (Руперт и его сын Джеймс) многажды встречались с премьером Дэвидом Кэмероном и канцлером казначейства Джорджем Осборном на Даунинг-стрит, участвовали в «социальных вечеринках» на яхте Мердока. Младший Мердок начал публично «уничтожать» BBC, тенденциозно описывая размер и амбиции «замороженной» корпорации, «удушающей рынок», ставящей барьеры для конкурентов (особенно в стартапах новых услуг, особенно в интернете).  Он назвал  BBC «кошмаром из Оруэлла»…

Во всём мире миссии и ценности общественного вещания стали эталонами: универсальность, независимость, разнообразие, подотчетность, инновации, служение гражданам. Профсоюзы актёров, музыкантов, журналистов, писателей, технического персонала доказали, что защищают миссию и ценности общественных СМИ. Увы, для управленцев приверженность «духу честного и открытого отражения жизни» – лишь набор помпезных слов.

Текст: Джим Бумела

Перевод: Виталий Челышев

«Журналист» №05/2015

 
Статья прочитана 111 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твиты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Ассоциация русскоязычных журналистов Израиля
E-mail: info@iarj.org.il