Разгром РБК. Коротко

Главное, что нужно знать об увольнении руководителей лучшей редакции в России

Редакция РБК лишилась всего руководства, что означает завершение проекта в нынешнем виде. «Медуза» коротко рассказывает, что сделала команда Елизаветы Осетинской в РБК, как увеличивалось давление на редакцию и как было объявлено о перестановках в холдинге.

Команда Елизаветы Осетинской пришла в РБК вскоре после того, как холдинг выкупил миллиардер Михаил Прохоров, в конце 2013-го — начале 2014-го. Эта команда включала в себя не только главу информационного агентства РБК Романа Баданина и главного редактора газеты РБК Максима Солюса, которые покидают РБК вместе с Осетинской, но и десятки журналистов из других российских деловых изданий, в первую очередь Forbes и «Ведомостей». Вместе им удалось превратить издание с сомнительной репутацией (РБК неоднократно обвиняли в публикации рекламных статей под видом редакционных, а также в покупке трафика) в главное деловое и общественно-политическое СМИ в стране. Наибольший авторитет РБК принесли расследования — например, о бизнесе близких к президенту России Владимиру Путину предпринимателей, о его дочери, о РПЦ, об экономике ДНР и о многом другом.

Весной 2016 года появились слухи о недовольстве редакционной политикой РБК в Кремле. Никаких официальных комментариев по этому поводу не было, но очевидно, что с апреля на РБК оказывалось существенное давление. Елизавета Осетинская 20 апреля объявила, что оставит работу в холдинге на год, поскольку она стала стипендиатом международной программы Стэнфордского университета «Инновации в журналистике». Правда, ушла Осетинская в мае, хотя учеба начинается в сентябре. Агентство Reuters напрямую связало это с давлением Кремля.

Через несколько дней после новостей об Осетинской «Газета.ру» со ссылкой на собственные источники написала, что владелец РБК Михаил Прохоров активизировал переговоры о продаже медиахолдинга. Официально эта информация опровергалась, а пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявлял, что никакого давления ни на Прохорова, ни на РБК не оказывается.

За несколько дней до отставки руководства РБК стало известно, что гендиректором холдинга Николаем Молибогом заинтересовалось МВД.Правоохранительные органы пообещали проверить его по делу о мошенничестве, возбужденному по заявлению бывшего акционера «Байт-Телекома» Александра Панова (он считает, что РБК незаконно отобрал у него акции «Байт-Телекома»). Молибог, в свою очередь, пригрозил подать в суд на Панова. Одновременно «Коммерсантъ» написал, что РБК проверят еще по двум эпизодам, но в МВД эти сведения опровергли.

Формально уволен только Солюс. В пресс-релизе РБК об этом не говорится (в отношении всех трех редакторов сказано «покидают» без уточнений), но источники «Медиазоны» и «Ведомостей» утверждают, что Осетинская и Баданин уходят из РБК по соглашению сторон. Куда пойдут работать Солюс и Баданин, неизвестно.

Вероятно, вместе с Осетинской, Баданиным и Солюсом уйдет значительная часть редакции. Какая именно, неизвестно. Открыто признались, что работают в РБК до 30 июня, несколько журналистов и редакторов отделов; другие свое будущее в холдинге пока не комментируют.

Разгром РБК вписывается в контекст изменений на рынке деловых СМИ в России. В связи с законом об иностранном капитале в медиа в конце 2015 года собственников сменили Forbes и «Ведомости». В Forbes это сопровождалось сменой главного редактора и (по неофициальным данным) прямым вмешательством нового собственника Александра Федотова в дела редакции. В «Ведомостях» таких случаев не зафиксировано, но из состава акционеров издания вышли владельцы The Wall Street Journal и Financial Times, что нанесло репутационный урон всему рынку.

 

 
Статья прочитана 110 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твиты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Ассоциация русскоязычных журналистов Израиля
E-mail: info@iarj.org.il