Почему закрывается «Макор ришон»

Помните бизнесмена Шломо Бен-Цви, который что ни год, то хоронит очередное приобретенное им печатное СМИ? Теперь пришла очередь газеты «Макор ришон», целевой аудиторией которой является национально-религиозный сектор.

Событие само по себе печальное, поскольку уволенным или отправленным в бессрочный отпуск журналистам найти работу будет непросто. Израиль, как известно, страна крошечная. При этом «Макор ришон» практически с первого дня существования был ярчайшим примером того, как НЕ надо издавать газету. Первый раз он появился на свет в 1997 году. Цель — создать «патриотическое», то есть, правонастроенное издание, которое конкурировало бы с мейнстримной прессой. Проблема заключалась в том, что инвесторы, бельгийско-израильские торговцы бриллиантами, были людьми религиозными и газету хотели сделать аналогичную.

Проблема — потому что:

1. Массовое издание (а «Макор ришон» был рассчитан на массовость, продавался на автозаправках и позиционировался как альтернатива «Едиот ахронот») не может обойтись без желтизны, от обнаженки до репортажа о тяжелой доле наркоманов. Идеологическая пресса в чистом виде, когда у каждой партии была своя полноценная газета, с новостями, публицистикой и пятничными приложениями, от «Аль ха-мишмар» до «Херут», прекратила существование примерно в конце 70-х годов прошлого века. Народ стал делиться не на коммунистов, социалистов и ревизионистов, а на правых и левых, которые в равной степени любят футбол и фото манекенщиц.

2. Национально-религиозный сектор, который мог стать основной целевой аудиторией «Макор ришон», в массе своей пытается усидеть на двух стульях, секулярном и религиозном, одновременно. Из-за этой крайне неудобной позы бОльшая часть сектора сдвигается на секулярный стул, предпочитая потреблять новости и всё остальное из обычной, не-секторальной прессы. Кстати, аналогичная ситуация привела к закрытию религиозного телеканала «Тхелет» десятилетие спустя — упрощенно говоря, если уж носитель вязаной кипы покупает телевизор, он делает это далеко не для того, чтобы смотреть интервью с профессором на кафедре Талмуда.

Главный удар по «Макор ришон» нанес интернет, точнее, неумение периодически сменяющих владельцев оценить новую виртуальную реальность. Какой-никакой сайт газеты был превращен в платный. В ситуации, когда политические новости интернет-пользователи потребляют на одном сайте, экономические — на другом, спортивные — на третьем, а за публицистикой идут в блоги и на соцсети, шансов у газеты «Макор ришон», которая делалась по-старинке, силами многочисленного и раздутого штата, не было. За новостями потенциальные читатели идут на сайт Ynet, за секторальными разборками — на ресурсы Kipa и Srugim. Более религиозная часть национально-религиозного сектора сидящий на двух стульях «Макор ришон» игнорирует, предпочитая бесплатную газету «Бе-шева» и ее же сайт.

Интересно, что ультраортодоксальные издания, которые делаются малой кровью, вполне себе существуют. Минимальный штат, новости берутся из внешних источников и перерабатываются, упор ставится на идеологические публицистические войны. Гомогенная аудитория каждого из таких изданий (хасидский «Амодиа», литовский «Ятед неэман», сефардский «Йом ле-йом», бельцзский «Ба-махане а-хареди», отпочковавшиеся литовский «А-пелес» и хасидский «А-мевасер») довольна.

У «Макор ришон» есть немногочисленные яркие авторы. Например, Иегуда Ифрах, который редактирует уникальное приложение «Цедек», посвященное происходящему в недрах израильской судебной системы. Если агонизирующая газета будет похоронена окончательно, хочется надеяться, что Ифрах не пропадет. Остальных авторов жалко, но трагический финал газеты был предрешен еще в 1997 году.

Автор: Шауль Резник (на снимке)

Источник: персональная страница в Facebook

 

 
Статья прочитана 422 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

Последние Твиты

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Ассоциация русскоязычных журналистов Израиля
E-mail: info@iarj.org.il